УКРАИНА МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК РАПСА И КУКУРУЗЫ — УЗА

УКРАИНА МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК РАПСА И КУКУРУЗЫ — УЗА

Стремительное развитие рынка биотоплива в ЕС создало спрос на украинский рапс и кукурузу. Однако Украина может потерять эти рынки, что обойдется стране в миллиарды долларов недополученной прибыли.

Такое мнение высказал и.о. исполнительного директора Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Сергей Иващенко в блоге на «Бизнес.Цензор».

По данным УЗА, в 2019/2020 МГ Украина уже экспортировала 2,9 млн т рапса (в прошлом сезоне — 2,5 млн т), в т.ч. в ЕС — 2,8 млн т — 97% от общего объема экспорта рапса. Экспорт украинской кукурузы в 2018/2019 МГ составил 30,4 млн т, в т.ч. в ЕС около 16 млн т., что составляет 53% от общего объема экспорта кукурузы. В этом маркетинговом сезоне Украина уже успела экспортировать в ЕС 6,7 млн т кукурузы.

«Европейский спрос на рапс и кукурузу регулируется Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС 2009/28/ЕС от 23 апреля 2009 г. о поощрении использования энергии, произведенной из возобновляемых источников.

Основные требования Директивы — необходимо подсчитывать выбросы парниковых газов и отчитываться об этих выбросах в течение всего жизненного цикла сельхозкультур, из которых будет изготавливаться биотопливо — во время выращивания и сбора урожая, его последующей сушки, хранения и отгрузки. Такие подсчеты осуществляются для конкретной страны ЕС или ее региона», — объясняет эксперт.

Сергей Иващенко отметил, что один из экологических критериев директив ЕС предусматривает, что при использовании биотоплива объем выбросов парниковых газов должно быть на 50% меньше, чем при использовании ископаемого топлива.

«Конкуренты украинских агропроизводителей — экспортеры рапса из Австралии и Канады еще в позапрошлом году подготовили отчеты по объемам выбросов парниковых газов в разрезе штатов (регионов), которые одобрены Европейской Комиссией. На сегодня в Украине отчетности и расчетов по соответствующему количеству выбросов парниковых газов при производстве сельхозпродукции практически нет, в том числе и по кукурузе», — добавил он.

Читайте также  Гуаньча (Китай): закрутить вентили газопровода – пусть Европа останется без тепла? Антироссийское настроение усиливается, и Путин злится

Проведенные пилотные расчеты выбросов парниковых газов (ПГ) на основе реальных данных фермерских хозяйств по производству кукурузы и рапса в Украине, выполненные в 2017 году Институтом экономических исследований и политических консультаций показали превышение допустимых выбросов парниковых газов при выращивании кукурузы и рапса, напомнил Сергей Иващенко.

«Более того, новая Директива Европарламента и Совета ЕС 2018/2001 от 11 декабря 2018 из возобновляемых источников энергии (ее также называют RED II), которая вступит в силу в июне 2021, требует уменьшить объемы выбросов парниковых газов по сравнению с ископаемым топливом при производстве биодизеля из рапса (показатель по умолчанию вырос с 38% до 47%), а для этанола из кукурузы остается на достаточно высоком уровне — около 50%. Итак, если правительство и украинские производители рапса и кукурузы хотят и дальше иметь доступ к европейскому рынку биотоплива нужно снижать свои выбросы парниковых газов», — объясняет он.

По мнению Сергея Иващенко, игнорирование правительством проблемы необходимости подготовки отчетности по выбросам парниковых газов при производстве продукции и отсутствие реальных шагов к снижению объемов выбросов парниковых газов уже в ближайшее время может остановить почти весь украинский экспорт рапса и больше половины экспорта кукурузы на премиальный рынок ЕС.

«Падение доходов украинских фермеров при таком сценарии неизбежно, как и валютных поступлений в страну. По оценкам специалистов, изучение ситуации и разработка такого отчета по выбросам парниковых газов может стоить $ 100-150 тыс. Для двух культур, в то время как потери от дисконтирования цен или даже отказа импорта в ЕС оцениваются в десятки раз больше. Мы можем примерно оценить потенциальные общие потери Украины от прекращения экспорта рапса и кукурузы на рынок ЕС в $ 2,5 млрд в год», — отмечает эксперт.

Читайте также  Под крылом. Как шеринговая экономика пришла в частную авиацию

Бизнес.Цензор