Маркетинговые исследования

Для эффективности рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования.

Особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и обращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование. Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать целенаправленный на решение стоящей перед фирмой вопросы (комплекса вопросов) процесс постановки задач, получение маркетинговой информации, планирование и организация её сбора, анализ и представление отчета о результатах

Некоторые из областей и видов маркетинговых исследований:

Исследование рынка

  • определение рыночного потенциала и возможностей его развития;
  • определение характеристик рынка и их изучение;
  • анализ распределения долей рынка между фирмами;
  • изучение экспортных рынков;
  • анализ цен на рынке (в отрасли);
  • анализ конкурентов

Исследование потребительских свойств товаров

  • исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциала;
  • испытание и тестирование новых товаров;
  • анализ товаров конкурентов; исследование упаковки;
  • изучение товарной номенклатуры; изучение воздействия товара на окружающую среду;

Экономический анализ коммерческой деятельности

  • анализ политики цен;
  • краткосрочное и долгосрочное прогнозирование рынка;

Исследование сбыта

  • анализ сбыта;
  • анализ каналов распределения;
  • анализ издержек распределения;
  • анализ размещения предприятий и складов;
  • пробный маркетинг

Исследование рекламы, стимулирование сбыта и «Паблик рилейшинз»

  • исследование эффективности рекламных объявлений;
  • изучение средств рекламы; исследование рекламных текстов;
  • исследование стратегий и инструментов стимулирования сбыта (скидок, купонов, образцов и т.д.);
  • исследование методов стимулирования труда торговых работников;
  • исследование потребительских мотиваций;
  • изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования сбыта;
  • изучение проблем информирования потребителей.

В маркетинговом исследовании анализируются:

  • Емкость рынка в деньгах и тоннах, динамика (нужны достаточно точные данные, причем нужен обязательно послекризисный период).
  • Сегменты
  • Основные игроки (их доли, динамика, сильные и слабые стороны, ценовое позиционирование)
  • Наиболее популярные на рынке ассортиментные позиции (в том числе, вкусы)
  • Существующее положение и перспективы privet label сетевых магазинов. С кем осуществляются проекты – кто выступает в качестве производственной базы.
  • Розничные и отпускные цены основных производителей
  • Сырьевая составляющая себестоимости (без учета упаковки) с разбиением на составляющие. Примерные, типовые рецептуры (если есть возможность).
  • Факторы потребительского выбора
  • Какие характеристики сказываются на качестве товара, на основе каких характеристик возможно построение УТП, какими свойствами продукта его можно укрепить.
  • Экспертная оценка для каких компаний интересно было бы расширение ассортиментной линейки за счет инновационной упаковки.
Читайте также  SWOT - анализ

Процесс проведения маркетинговых исследований в общем случае состоит из 5-и основных этапов:

  1. выявление проблем и формулирование целей маркетинга;
  2. отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации;
  3. планирование и организация сбора первичной информации;
  4. систематизация и анализ собранной информации;
  5. предоставление полученных результатов исследования.

Проведение маркетинговых исследований сопряжено не только со значительными финансовыми затратами, но и требует больших организационных усилий, во многом определяющих эффективность самого процесса исследований. Маркетинг — это основная точка соприкосновения фирмы с ее окружением. Посредством маркетинговых решений фирма приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества.