Бизнес-планирование

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

  • определить направления деятельности организации, целевые рынки и место фирмы рынке
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей
  • предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес плана

Необходимость бизнес-планирования:

  • Возможность предвидеть и устранить проблемы до их возникновения;
  • Возможность привлечения инвестиций, необходимых для реализации бизнес-идеи;
  • Возможность использовать бизнес-план как элемент контроля;
  • Бизнес-план является стандартным документом делового мира, на который обращают внимание в первую очередь.

Пример содержания бизнес-плана

1. Резюме

  • краткое название бизнес-плана предпринимательского проекта;
  • фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя или полное наименование организации-заявителя;
  • суть предпринимательского проекта (3 — 5 строк);
  • сметная стоимость предпринимательского проекта и источники финансирования проекта в сводном виде со ссылкой на таблицу в финансовом плане;
  • срок реализации предпринимательского проекта (запуск на полную мощность) и срок окупаемости инвестиционных затрат (затрат по смете);
  • адресная и иная информация.

2. Описание продукции (работ, услуг);

  • назначение и возможные сферы использования;
  • основные характеристика, новизна технических и технологических решений, сильные и слабые стороны, конкурентоспособность;
  • соответствие международным и национальным стандартам качества, контроль качества;
  • степень готовности (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
  • возможности для дальнейшего развития продукта.

3. Анализ рынка сбыта и конкурентов

  • география предполагаемого рынка, сегменты рынка, категории потенциальных покупателей, их реакция на цены;
  • основные конкуренты, их сильные и слабые стороны;
  • ёмкость рынка (текущее состояние и прогнозы);
  • динамика цен за последние несколько лет;
  • оценочная доля на рынке.

4. План маркетинга и продаж

  • цели и стратегия маркетинга;
  • ценообразование и ожидаемый объем продаж;
  • каналы распределения товаров, система управления запасами, хранения и транспортировки;
  • реклама и связь с общественностью;
  • методы стимулирования продаж;
  • сопутствующие услуги и организация послепродажного обслуживания;
  • формирование имиджа.

5. Производственный план

  • потребность в площадях (производственных, складских, офисных и иных);
  • потребность в оборудовании (инструменте), пути получения (собственное, арендуемое, лизинг), условия и сроки поставки;
  • программа производства и реализации продукции на 3 года (1 год в поквартальной или помесячной разбивке);
  • прямые затраты

6. Организационный план

  • местоположение бизнеса, наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей, ресурсов, близость к рынку сбыта;
  • перечень необходимых нормативных документов (устав, патенты, лицензии на право проведения работ, сертификаты качества продукции и уровня производства, особенности налогообложения, договоры арены, купли-продажи);
  • организационная структура управления;
  • информация о партнерах, степень и условия их участия;
  • календарный план реализации бизнес-плана предпринимательского проекта в месячной разбивке (оформление необходимых документов, договоров, строительство, закупка оборудования, сырья, материалов, установка и запуск оборудования, обучение персонала и т.п.).

7. План по трудовым ресурсам

  • основной руководящий состав, требования к его квалификации, обеспечивающие реализацию проекта; фактическое наличие сотрудников, уровень образования и квалификации, опыт работы;
  • наличие и планируемая численность работающих в первые 3 года деятельности;
  • вопросы оплаты труда;
  • возможность использования специализированных организаций.

8. Финансовый план

  • сметная стоимость проекта и источники финансирования проекта (в табличном виде);
  • планируемые финансовые результаты деятельности в первые 3 года (1 год с поквартальной или помесячной разбивкой) в табличной форме;
  • план поступлений и выплат
Читайте также  Маркетинговый план

Сроки разработки бизнес-плана зависят от проекта и исходной информации